Новые будни старой фрески — ТМ «КИТЕЖ»

Новые будни старой фрески

18 октября 2012

В героической армии первых метростроевцев особое место принадлежало архитекторам, скульпторам и художникам-монументалистам. Они создали единое художественно оформленное пространство, ярко отразившее свое время. Московское метро стало своеобразным памятником исторически значимого энтузиазма советского народа, величественной поступи Эпохи. И в этом своем качестве сложнейшее, но столь привычное и будничное транспортное средство, метро стало предметом законной гордости москвичей, ярким впечатлением для гостей столицы.

По этим светлым подземным дворцам постоянно направлены потоки людей, и связь времен через восприятие искусства здесь осуществляется ненавязчиво и как бы сама собой.

Главной темой оформления центральной части Метрополитена стали образы большого Пути: сказочной дороги к изобилию, полетов, преодолевающих земное тяготение, нелегких и славных дорог к историческим победам. Пассажиры спешат на работу и, усталые, возвращаются после трудового дня, торопятся на свидания и на дальние поезда под мускулистыми росписями плафонов Александра Дейнеки и золотыми мозаиками Павла Корина, мимо бронзовых, но живых партизан и краснофлотцев, спортсменов и пограничников Манизера. Метро насыщено историческими символами, вплетающимися в современность.

В таком эстетическом контексте существует каждая бронзовая люстра или лепной орнамент, витражный плафон или мозаичное панно. Но проходит время, и встает вопрос о материальной сохранности этих объектов. Сотрудники Творческих мастерских «Китеж» увлеченно работают над реализацией проекта восстановления росписи торцевой стены станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Проведены тщательнейшие обмеры воссоздаваемой поверхности, анализ штукатурных и красочных слоев фрески. Сохраняются параметры освещения росписи, что очень важно для функционирования образной структуры произведения, для которого была создана специальная световая ниша, как бы выводящая зрителя прямо на площадь Киева, в центр народного гулянья праздничной толпы киевлян.

Этот дух фрески «Праздник в Киеве» ярко подтверждает фото (негатив) 1954 года, сохраненное в архиве Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. Этот документ положен в основу реконструкции изображения, ведь за 60 лет своего существования фреска претерпевала разного рода воздействия и изменения, которые привели к некоторому потускнению первоначального вида, да и художественного замысла.

Работа художников «Китежа» на каждом завершенном этапе воссоздания утраченного образа проходит согласования с соответствующими заинтересованными и ответственными инстанциями, фиксируется актами и документальной съемкой. Привлечены технологи, чей опыт поможет гарантировать лучшую сохранность росписи. Изучаются аналоги, художественная стилистика отдаленного уже от нас периода советского монументализма.

Обновленное произведение должно донести до современников приветный луч света из ушедшей в историческое прошлое атмосферы праздника борьбы и труда, запечатленной создателями Московского метро.

?

ООО Творческие мастерские «КИТЕЖ» специализируются в области проектирования светских и храмовых объектов, а также реконструкции и реставрации объектов культурного наследия.