Роспись по зеркалу
Роспись по зеркалу
Роспись по зеркалу — это не просто техника, а самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства. Еще с античных времен существовали различные мастерские, специализирующиеся на художественном декоре стекла. Для изготовления красок смешивались разнообразные типы глин с маслами. Со временем роспись нашла свое применение и на такой неотъемлемой части интерьера, как зеркало. Особенность технологического процесса росписи заключается в том, что поверхности зеркала свойственна низкая адгезивность (от лат. adhaesio — прилипание, слипание) и требует специальной технологии живописи.
Воссозданная старинная флорентийская технология
Со второй половины XVII столетия, в период расцвета стиля Барокко, отличающегося пышностью и роскошью интерьеров, зеркала активно применяются для расширения пространства. Развитие стеклоделия и тяготение Барокко к большим формам отразились на размерах зеркал, которые служили дополнительным источником света, отражая его и тем самым придавая интерьеру большего великолепия. В эту эпоху зеркальные галереи пользуются исключительной популярностью, они появляются в Королевском Алькасаре в Мадриде, в Версале, в Палаццо Медичи-Риккарди и др. Элементы дизайна зеркал повторялись в архитектурных деталях залов, создавая единую по стилю композицию. Стремление украсить зеркало, превратить его в полноценное произведение искусства приводит не только к созданию богато украшенных позолоченной резьбой рам, но и живописи на его поверхности. Разработанная технология была в особенности интересна в сочетании с академической живописной традицией, иллюзия объема которой прекрасно дополняла отражение. Сегодня роскошные зеркала с росписью не утеряли своей прежней актуальности и продолжают служить изысканным украшением интерьера.
История воссоздания технологии росписи по зеркалу
Желание возродить забытую технологию росписи по зеркалу появилось у наших специалистов после посещения зеркального зала во дворце Медичи-Риккарди во Флоренции. Часто этот зал называют по имени украсившего его фресками неаполитанского художника (1682-1685) — Галереей Луки Джордано. Работа выполнялась по заказу Франческо Риккарди, внука маркиза Габриэлло Риккарди, приобретшего дворец Медичи 28 марта 1659 года. Роспись зеркал выполняли три мастера: Антон Доменико Габбьяни, Бартоломео Бимби и Пандольфо Рески. По своей манере исполнения и выбору изображаемых предметов она перекликалась с монументальной живописью. Композиции, выполненные масляными красками с небольшим включением золота на поверхности зеркал, составляли путти, гирлянды цветов, животные, драпировки и др.
В процессе решения сложных задач адгезии масляной живописи к зеркальной поверхности нашим мастерам пришлось провести целый ряд экспериментов, принесших положительные результаты. Вновь обретенная технология позволит любоваться произведениями художников творческих мастерских «Китеж» не одному поколению.