Иконостасы — ТМ «КИТЕЖ»

Иконостасы

25 июля 2012

Иконостасы из искусственного камня.

Иконостасы из искусственного камня имитируют мраморные и иконостасы из белого камня, однако значительно дешевле. Удешевление идёт не только за счёт материала, но и за счёт работы. Значительно проще один раз слепить декоративный элемент и несколько раз отлить в искусственном камне, чем высекать из натурального камня.

В настоящее время композитные технологии благодаря своим качествам уверенно входят во многие области производства, заменяя металл, керамику, бетон, дерево, камень.

Большим заблуждением будет считать, что это замещение просто более дешевым материалом. Определяющим фактором применения новых технологий является не цена! — ведь не из соображений экономии стеклопластики используются в космической, авиационной и автомобильной промышленности. Определяющим фактором являются уникальные свойства современных материалов. Например, в современном бетонном покрытии для взлетных полос стальная арматура уступила место стеклопластиковой, так как последняя имеет сходный с бетоном коэффициент теплового расширения, не гниет и не ржавеет. Кстати, стоит такая арматура совсем не дешевле стальной. Стеклопластиковая арматура так же широко используется и в гражданском строительстве в качестве жестких и гибких связей в утепляемых фасадах преимущество перед стальными связями здесь еще очевиднее — это и низкая теплопередача, и высокая стойкость к атмосферным условиям.

Секрет такого широкого распространения композитных материалов состоит в технологичности производства, возможности производить монолитные элементы любой формы, цвета и протяженности и возможности сочетать прочностные характеристики минеральных компонентов с пластичностью и влагостойкостью полимеров.

Но новые материалы интересны не только физико-механическими свойствами, но и новыми декоративными возможностями на рынке уже прочно закрепились такие понятия как агломерат, искусственный камень (кориан) и полимербетон эстетические свойства которых далеко не ограничиваются подражанием натуральным материалам а стоимость доходит до 15000€ за м2.

Композитные технологии заменили огромное количество устаревших материалов в строительстве медицине, автомобилестроении, и повседневной жизни. Внедрение новых материалов это не погоня за новыми материалами не является нашей самоцелью, работая на рынке фасадного и интерьерного декора больше 10 лет, нами разработаны системы совместного использования, узлы крепления и сопряжения материалов с разными свойствами, разработаны составы и композиты для различных условий эксплуатации. Многолетний опыт работы и знание технологий позволяет нашей мастерской разрабатывать исполнять и самое главное давать многолетнюю гарантию на произведенную нами продукцию.

На наш взгляд у этой технологии большое будущее. Мы получили благословение Святого Патриарха на данную разработку. В 2009 году наши мастерские закончили работу над воссозданием памятника-часовни князю Д.М. Пожарскому в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаль(ссылка на объект). Сама часовня и внутренний интерьер исполнены из нового материала, который позволил полностью воссоздать архитектуру и облик часовни. Воссозданная часовня князю Д.М. Пожарскому памятник русской доблести, который будет напоминать об этом многим поколениям.

Из истории каменного иконостаса.

Неотъемлемой частью внутреннего пространства православных церковных зданий является иконостас. Его роль в пространственном решении — отделить алтарь от наоса. В символическом плане иконостас является границей между земной и небесной Церковью. Традиции иконостасной архитектоники ведут начало от ранневизантийской эпохи. Они связаны с классической древностью.

Старейшие алтарные преграды, найденные в районе Балканского полуострова, датируются ІV веком. Реконструированные остатки алтарных преград, найденные на о-ве Лесбос, в Локриде, в Великом Тырнове, Сердике и на о-ве Тасос, дают представление о виде этих начальных иконостасов. Это был невысокий парапет, состоящий из небольших каменных колонн с монтированными между ними каменными плитами, украшенными рельефным переплетающимся орнаментом.

Алтарная перегородка базилики в Локриде, ІV в. Реконструкция А. Орландоса

Алтарная перегородка античной базилики «Афентели» на о-ве Лесбос, ІV в. Реконструкция А. Орландоса.

Где-то между VІ и ІХ вв. алтарные преграды начинают расти в высоту. На каменные пьедесталы ставятся каменные колонны, связанные с архитравом, а над ними появляются позднее фриз и карниз. Таким образом, алтарная преграда принимает форму колоннады, проемы которой в определенные моменты богослужения закрывались золототкаными завесами.

Изменение роли христианства, усиление его значения как общегосударственной идеологии, поиск сложных символических воздействий на посетителей средневекового храма приводят к изменениям внутренней композиции художественного пространства храмовых зданий. Существенное изменение состоит в том, что преграда между алтарем и наосом закрывается. «Небесная» Церковь отделяется от «земной». Изображения на стенах алтаря становятся скрытыми от взора посетителей. Чтобы выполнять и далее свою роль, часть из них переносится на иконостас. Уже император Юстиниан (527–565) усложнил форму преграды, поставив в Св. Софии 12 колонн по числу апостолов, а при Василии Македонянине (867–886) изображение Христа появилось на архитраве. Из Византии алтарная преграда пришла на Русь и здесь трансформировалась в многоярусный иконостас. В русских храмах домонгольского периода (XI–XII вв.) было два типа преград: сплошные, перекрывающие всю восточную часть храма, и укороченные, закрывающие только центральный алтарный проем. Обычно это была деревянная балка — тябло, на которую ставились иконы. Древнерусские храмы в основном были деревянные. И иконостасы предпочитали деревянные. Каменные иконостасы возводились очень редко.

На рубеже XIX–XX вв. в Россию приходит модерн, стиль, также рожденный в Европе, но гибкий и умело использующий исторические формы. В это время происходит возвращение к одноярусным алтарным преградам — каменным, византийским (Киевский Владимирский собор, Кирилловская церковь).

Наряду с этим, просматривается и противоположная тенденция: возврат к более ранним и простым формам — к древнерусским одноярусным иконостасам и византийским темплонам. Например: каменный иконостас с фресковыми изображениями в надвратной церкви св. Пермученика Стефана Спасо-Преображенского Мирожского монастыря г. Пскова, алтарная преграда с мозаичными иконами в ц. Знамения г. Красногорска.

Каменный иконостас нижнего храма
ц. Успения в Успенском вражке в Москве.

Великолепным образцом каменных иконостасов также можно назвать иконостас Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре. Разрушен в 1930-х гг., отстроен заново в 2006— 2010 гг. Иконостас утерян.

С середины XIX в. в обиход входят иконостасы в «византийско-русском» стиле. Византийского, также как и древнерусского, в них было мало, они были эклектичны: по конструкции и общему виду напоминали «флемские», но отличались от них сухостью форм и иными декоративными мотивами. При этом сохранялось и влияние классицизма. Например, иконостас храма Христа Спасителя, сделанный в виде шатровой часовни (сени): его шатер и кокошники выполнены в «византийско-русском» стиле из камня, но самостоятельность этого малого архитектурного сооружения от эстетики классицизма.

На левом берегу канала Грибоедова возвышаются нарядные главы церкви Воскресения Христова, названной в народе Спасом-на—крови. Во внутренней отделке применялись разноцветные итальянские мраморы и русские самоцвет. Из мрамора выполнен, спроектированный А.А. Парландом иконостас.

Сейчас многие храмы могут себе позволить выбирать и стилистику и индивидуальность интерьера храма, исходя из местных особенностей и характера общины, её духовной ориентации и т. д. Задача проектировщиков и исполнителей не навредить, создать подлинные произведения церковного искусства. Тем более что на благо этого дела можно использовать новые технологии и материалы.

Иконостас Кронштадтского Николаевского
собора был уничтожен и недавно
воссоздан по эскизам как и весь храм.

ООО Творческие мастерские «КИТЕЖ» специализируются в области проектирования светских и храмовых объектов, а также реконструкции и реставрации объектов культурного наследия.