Богоявленский Кафедральный собор в Елохово
Историческая справка
Деревянная церковь во имя Богоявления Господня была основана в XVII веке. В 1722—31 гг. при поддержке царевны Прасковьи Иоанновны и Петра I был построен каменный храм с Благовещенским приделом. В 1790—1792 годах к храму пристраивают придел святителя Николая Чудотворца и перестраивают Благовещенский придел. В 1799 году в Богоявленской церкви крестили А.С. Пушкина. В 1837—45 гг. году старая церковь была частично разобрана, а затем частично перестроена известным московским зодчим Е.Д. Тюриным. Его сооружениям свойственна стилистика позднего классицизма и ампира.
В 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской церкви обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность храма изображениями греко-фряжского стиля». В 1895 г. завершилась внутренняя отделка церкви, стены были украшены лепниной и живописью. В 1912 г. артель живописцев из мастерской иконописца и реставратора В.П.Гурьянова при участии художника А.Е. Куликова заново расписала трапезную.
После 1917 года собор не закрывался. В середине 1930-х годов сюда была перенесена кафедра Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского (с 1943 — Патриарха) Сергия. Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
9 декабря 2008 года в Благовещенском приделе Богоявленского собора был захоронен Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Исполнение проекта
Во время реставрации центрального алтаря Богоявленского собора в 2001 году Творческими мастерскими «Китеж» были отреставрированы живописные композиции XIX века, а также реставрация и восстановление утрат лепнины, изготовление и установка нового лепного декора, сделанного на основе утвержденного проекта. В 2009 году в алтаре Благовещенского придела были отреставрированы живопись и альфрейные росписи.
Совместно с архитектурно-реставрационной мастерской был подготовлен проект реконструкции центрального алтаря собора. На стенах и элементах интерьера выполнены альфрейные работы — имитация парчовой ткани и имитация различных пород мрамора. Центральный витраж был дополнен с двух сторон живописными композициями в обрамлении золоченой лепной рамы. Остальной лепной декор, исполненный нашими мастерами, был также позолочен.