Роспись храмов, храмовая живопись
Зарождение храмовой живописи на Руси
Испокон веков храмовая живопись была обращена к самым широким народным кругам. Настенные росписи в какой-то мере являются продолжением архитектурных форм и отвечают как функциональным, так и образно-поэтическим задачам. Вместе с тем реагируя на стилистические изменения, храмовая живопись отражает также формирование этических идеалов и движение общественной мысли.
Восприняв культурные традиции от прямой наследницы античной цивилизации Византии, в своем искусстве Русь сохранила верность классическим моделям, благородство пропорций, гармонию, закономерность и ясность композиции. Однако художественные отличия между греческим и русских искусством начинают обнаруживать себя очень скоро. Наиболее часто среди них упоминаются меньшая суровость образов и большая простота живописного языка, свойственные русским образцам. Кроме того со второй половины XII столетия в разных регионах формируются свои местные стилистические варианты храмовой живописи. Так для новгородских фресок характерно стремление к орнаментализации художественной формы и упрощению живописных приемов. Впоследствии существенными отличиями новгородской живописи, расцвет которой наступит в XIV веке, станут экспрессивность, эмоциональная напряженность и свобода исполнения. Ярким примером чего являются произведения Феофана Грека.
По фрагментам уцелевших росписей домонгольского периода на территории Владимиро-Суздальского княжества, среди которых фрески Дмитриевского собора во Владимире (после 1191 г.), можно говорить об их принадлежности к высокой аристократической традиции византийского искусства.
Формирование искусства росписи храмов в средних веках
С конца XIV столетия ведущую роль в художественной культуре начинает играть Московское княжество, возглавившее объединение русских земель и борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Московская школа, к которой принадлежал Андрей Рублев, оказывает колоссальное влияние на дальнейшее развитие монументальной живописи. С именем Рублева неразрывно связан расцвет древнерусского искусства, совпадающий по времени с ранним итальянским Возрождением. Его достойным преемником был Дионисий, роспись храма и их композиции которого отличались изысканной грацией, утонченностью, нежным звучанием светлой и в тоже время радостной красочной палитры.
Для живописи XVI века (после Дионисия) свойственно стремление к повествовательности, что зачастую приводило к перегруженности композиций росписи стен храма деталями. На рубеже XVI —XVII веков возникает Строгановская школа, одним из важнейших завоеваний которой была пейзажная живопись, со свойственным ей любовным отображением природы во всем ее многообразии. XVII столетие было ознаменовано драматическими событиями в истории Русского государства и развитием светской культуры, которая не могла не оказать влияние на храмовую живопись. Так крупнейший мастер этого столетия Симон Федорович Ушаков требует от живописцев правдивого изображения и восхищается реалистическим искусством современных ему художников Запада. Светское начало усиливается с приходом к власти Петра Великого. Однако указ о запрете каменного строительства вне города Санкт-Петербурга (1714) способствовал угасанию искусства стенописи, возрождение которого происходит в середине столетия. В этот период росписи помещаются в своеобразные лепные или выполненные изобразительными средствами рамы. К концу XVIII–XIX веков, когда подъем русской художественной культуры достигает своего апогея, роспись православного храма обретает классицистическое направление, характеризующиеся преобладанием академической манеры письма в сочетании с орнаментальными и альфрейными росписями.
Религиозная живопись XIX — XX веков
Религиозная живопись конца XIX — XX веков развивается по законам стиля русского живописного модерна, колыбелью которого стал Киев, куда в середине 1880-х годов приезжают работать М.А. Врубель и В.М. Васнецов. Образы и композиции для Владимирского собора, выполненные Васнецовым, среди почитателей таланта которого был император Александр III, моментально расходились в фотографиях по всей стране и служили предметом многочисленных подражаний в росписи церквей другими художниками. Академическая трактовка фигур и острый психологизм характеристик оказали большое влияние на современников художника. Работа с памятниками культурного наследия, глубокое изучение росписи храмов художниками, реставраторам Творческих мастерских «Китеж» приобрести большой опыт, помогающий подобрать стиль росписей в соответствии с архитектурой храмов и затем воплотить его в традициях русского монументального искусства.