Реставрация живописи

реставрация и воссоздание монументальной живописи

Монументальная живопись и ее реставрация

На протяжении многовековой истории техника монументальной живописи не оставалась неизменной. Так, например, византийские мастера заменили античную живопись восковыми красками темперой, которую в свою очередь художники эпохи Возрождения сменили на масляную живопись, претерпевшую впоследствии ряд изменений.

Фреска, темпера и клеевая живопись

Часто всю настенную живопись, исполненную до начала XIX столетия, называют фресковой. Однако в техническом отношении фреска (от ит. fresco — свежий) — это живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Если быть точным, итальянцы называли данный вид фрески «buon fresco» (хорошая истинная фреска). А в случае письма по сухой, предварительно смоченной водой, штукатурке, фреска называлась сухой (fresco secco). Кроме того, мастера монументальной живописи могли применять смешанную технику, при которой начало работ выполнялось в традиционной фреске, а завершение — красками на органическом или клеевом связующем.

Одно из ведущих мест в монументальной живописи занимает темпера. Под темперой подразумевают те краски, связующим веществом которых являются составные части яйца (желток, белок) или млечный сок различных растений из южных стран (например, фиговое дерево). Для техники клеевой живописи связующими компонентами являются растворы растительных клеев (пшеничный, пшенично-ячменный и льняной).

«Старение», реставрация и консервация

Природные воздействия (свет, изменение температуры, влажности), экологические условия (состав воздуха, вибрация от транспорта), а также процессы «старения», которые происходят с самими материалами — все это оказывает непосредственное влияние на сохранность памятника монументальной живописи. Основная задача реставратора заключается в восстановлении и сохранении внешнего облика произведений искусства с помощью различных мер реставрации и консервации.

Реставрация (от лат. restauratio — восстановление) направлена на продление жизни памятника и по возможности восстановление первоначальной живописи. С этой целью мастером проводятся следующие работы: укрепление красочного слоя и штукатурного грунта, удаление с поверхности поздних наслоений (загрязнения, плесневые и солевые образования, поздние записи, потемнения защитного слоя олифы или лака), тонирование утрат красочного слоя и нанесение нового защитного слоя.

Консервация (от лат. conservation — сохранение, сбережение) включает в себя не только меры по созданию оптимальных условий для хранения произведения, но и проведение работ по пресечению его разрушения под воздействием биологических организмов, солевых образований и т.д. Зачастую консервация предваряет реставрацию живописи.

В последнее время в области реставрации монументальной живописи стали применять и такой термин, как реконструкция (от лат. reconstractio — перестройка, восстановление), под которым подразумевают восстановление утраченных частей росписей.

Три вышеназванных этапа — реставрация, консервация и реконструкция — являются составляющими единого процесса, направленного на продление жизни произведений монументальной живописи.

ООО Творческие мастерские «КИТЕЖ» специализируются в области проектирования светских и храмовых объектов, а также реконструкции и реставрации объектов культурного наследия.