Работы по позолоте

все виды позолотных работ — сусальное золото, поталь, серебро — любой сложности

История применения позолоты

Применение позолоты имеет очень богатую историю. Еще древние мастера изготавливали из золота тончайшие листы. Сохранились древнеегипетские папирусы и различные предметы (2600 г. до н.э.), украшенные позолотой толщиной 6 мкм. Согласно Плинию Старшему, древнеримские мастера добивались большей тонкости в золотобойном мастерстве (меньше 4 мкм).

На Руси позолотные работы всегда имели большое значение. Сияющие золотые купола православных церквей символизируют пламя свечи — знак обращения души верующего к Богу. Известно, что в Киевской Руси X-XI веков для золочения куполов мастера использовали фольгу толщиной 0,1 мкм.

Виды позолотных работ

Существуют различные виды позолотных работ. При матовом золочении поверхность золота приобретает бархатистый, немного тусклый вид. Если мастеру требуется получить фактурный фон, он выбирает золочение по песку или зерну (в зависимости от необходимой фактуры). При высокохудожественной позолоте (мебель, рамы) может использоваться покрытие не сусальным (листовым), а твореным золотом (в виде порошка). На открытом воздухе (например, при золочении куполов) ранее применялся способ золочения «через огонь», при котором листы меди покрывали расплавленным составом золота и ртути. Данный способ позволял добиться прочного сцепления золота с покрываемым металлом, однако нагревание состава приводило к испарению ядовитых для человека паров ртути. Так, например, золочение куполов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге стоило жизни несколько десяткам рабочих. Токсичного воздействия ртути позволяет избежать — гальванический способ, по сравнению с огненным, оставляющий более равномерный слой золота. Во второй половине XIX столетия инженер Д.И. Журавский, руководивший перестройкой шпиля Петропавловского собора, предложил комбинировать в золочении огненный метод с гальваническим.

На данный момент получило наибольшее распространение золочение на мордан (масляный лак) и на полимент (жирная маслянистая глина), это в случае, если требуется поверхность с зеркальным блеском — резные элементы мебели, иконостасов, киотов и т. д. и т. п.

Сплавление золота с такими металлами, как серебро, медь, кадмий, цинк и никель придает ему самые разнообразные оттенки. Медь — красноватый, серебро — от белого до зеленоватого, никель — бледно-желтый, кадмий — зеленоватый, цинк — белый. Металл, который сплавляется с золотом, называется лигатурным. От количества каратов золота зависит его устойчивость к влиянию климатических условий. Стоит заметить, что в интерьере наряду с настоящим золотом могут применяться и его имитаторы — потали.

Область применения позолоты

Позолотные работы имеют широкую область применения. Позолотой покрывают поверхности из металла, гипса, дерева, мрамора. Купола, кресты, шпили, иконостасы, малые архитектурные формы, мебель, картинные рамы — это далеко неполный перечень того, где часто бывает необходимо мастерство позолотчика.

Нередко мастерам приходится сталкиваться с реставрацией памятников старины. Реставрационные работы по позолоте помогают вернуть первоначальное состояние и былую красоту потускневшим, стершимся, покрывшимся копотью поверхностям.

ООО Творческие мастерские «КИТЕЖ» специализируются в области проектирования светских и храмовых объектов, а также реконструкции и реставрации объектов культурного наследия.