Реставрация позолотных работ
Полиментное и морданное золочение
При реставрации исторических памятников или предметов старины зачастую требуется труд позолотчика. Успех реставрации позолотных работ зависит от уровня мастерства реставраторов и строгого соблюдения сложной технологии промывки, укрепления и восполнения позолоты. Немаловажным фактором является тип старого золочения, которое может быть полиментным (по дереву, гипсу, папье-маше) или морданным (по дереву, гипсу, папье-маше, металлам). И полимент, и мордан являются основами, которые удерживают накладываемую позолоту. Основным компонентом такого состава, как полимент служит глина. Полиментное золочение занимает больше времени по сравнению с другими техниками, да и стоимость его выше. Однако реставрация позолоты таким способом даёт зеркальный эффект. На больших поверхностях применяется технология золочения «на мордан» (клеящая смесь на смоляной основе). В зависимости от процентного содержания различных компонентов будет зависеть и время его высыхания. Самый дорогостоящий лак мордан приготовляют из измельченного янтаря. Покрытые таким лаком купола могут не тускнеть несколько десятков лет.
Реставрация иконостасов
Реставраторы-позолотчики приступают к работе после воссоздания утраченных элементов резного декора иконостаса. Процессу реставрации позолотных работ предшествуют промывки фона от слоя сажи, грязи, копоти, визуальные и лабораторные исследования. С целью получения исчерпывающих данных о реставрируемом объекте и о виде его золочения берутся пробы грунта с отделкой. Далее производятся консервация сохранившегося левкаса и старой позолоты, а также восполнения утрат, тонировки и завершающие покрытие.
Реставрация позолоты на таком материале, как дерево считается очень сложным технологическим процессом, потому что оно дышит, меняет свою форму. Важно выполнить работы по реставрации так, чтобы изменение температурных условий не привели к осыпанию позолоты.
Серебрение
В декоративно-прикладном искусстве наряду с реставрационными позолотными работами, часто требуется реставрация серебрения. Технология нанесения сусального серебра идентична нанесению сусального золота. Как и золочение, серебрение может быть матовым, глянцевым, с патиной и т.д. Иногда предметы могут покрываться серебром не полностью, а в сочетании с золотом или бронзой. Важным моментом является предохранение серебряных листов от окисления.
Реставрация куполов
Часто позолотчики проводят реставрацию на открытом воздухе (купола, шпили, решетки, балконы, фонтаны, памятники и т.д.) Среди наиболее распространенных работ такого типа — реставрация позолоты куполов церквей и соборов. При данном виде работ современные мастера предпочитают использовать технику масляного золочения либо гальванический метод с применением электрического тока. Процесс золочения может осложняться непростой фактурой поверхности купола.