Станция «Киевская» Филевской линии Московского метрополитена
Историческая справка
Станция «Киевская» Филевской линии Московского метрополитена открыта 20 марта 1937 года. Архитектор станции Д.Н. Чечулин, инженеры-конструкторы — Л.В. Воронецкий, Н.А. Кабанов.
На год опередив ввод в эксплуатацию остальных станций второй очереди строительства метро, она первоначально являлась продолжением Арбатского радиуса и связывала Киевский вокзал с центром города. С 1953 г. станция была закрыта, так как открытая в этот период станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии полностью ее дублировала, а с 1958 г. станцию вновь запустили. Она стала частью новой, Филевской линии Московского метрополитена и соединилась переходами с одноименными станциями Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.
Интерьер перронного зала обыгрывал тему национального украинского колорита и орнамента, имел торжественное оформление. Впервые в оформлении станции метро были применены многие материалы, такие, как фарфор для капителей колонн или мраморная мозаика из разноразмерных отходов мраморного производства — для пола. Рисунок мозаичного пола утверждал тему национального украинского орнамента, мозаика представляла собой наборные блоки из разноцветного мрамора. В 1950-е гг. мраморная мозаика была демонтирована и заменена на мраморные полы, упрощенный рисунок которых в общих чертах повторял первоначальный. В конце 1980-х гг. мрамор из-за плохой сохранности был заменен на гранит. Первоначальные светильники из хрустального стекла в металлической оправе демонтированы в конце 1970-х гг. и заменены на светильники простой полусферической формы.
Путевые стены облицованы керамической белой и бледно-желтой плиткой разной формы — плоские квадратные, плоские прямоугольные и пирамидальные квадратные.
Рисунок раскладки плитки — по диагонали «в косую». На стенах светло-коричневые керамические таблички с названием станции. Цоколь путевых стен выполнен из искусственного камня розовато-коричневого цвета, с рисунком «руста». Торцевые стены станции облицованы желто-коричневым мрамором, на восточной торцевой стене слева сохранилась небольшая табличка с металлическими буквами «Выход», выполненная из оникса.
Колонны станции имеют сложную каменную облицовку, которая поделена на две неравные части — нижнюю, цокольную и верхнюю, основную. Базы колонн выполнены из черного лабрадорита и белого мрамора «Коелга». Цокольная часть из коричневого с золотистыми прожилками мрамора «Давалу». Верхняя часть первоначально была облицована зеленовато-желтым ониксом, с переходом от более насыщенного тона в нижней части к спокойному в верхней. За первые десять лет эксплуатации станции оникс начал разрушаться и был заменен на мрамор «Газган» серовато-желтого оттенка. Разделяет две части колонны пояс из темно-красного мрамора «Шроша» с двумя тонкими полосами белого мрамора «Коелга».
Венчают колонны керамические капители. Белый рельеф в виде колосьев в верхней части выделен темно-красным фоном, нижний рельеф на белом фоне. Первоначальные капители были выполнены из фарфора, в 1953 г. заменены на фаянсовые.
Исполнение проекта
Творческими мастерскими «Китеж» с 30 июня 2014 года по май 2016 года была выполнена реставрация станции «Киевская» Филевской линии московского метро. Были проведены историко-библиографические и архивные исследования, найден иллюстративный материал по памятнику, позволившие уточнить основные этапы формирования дошедшего до нас облика перронного зала станции «Киевская». Были проведены натурные исследования, взяты технологические пробы материалов, выполнены зондажи. Также были проведены технологические обследования строительных конструкций станции.
Творческими мастерскими выполнено воссоздание исторических светильников на основании исторической фотофиксации и чертежей. Восстановлены места, где были утраты и трещины на мраморной облицовке торцевых стен, отреставрирован венчающий карниз путевых и торцевых стен, а также табличка «Выход». Восстановлен согласно архивным чертежам сложный цветной мозаичный пол. Отреставрирована плитка. Отреставрированы керамические капители колонн. По итогам работ станция максимально приблизилась к архивным материалам и проекту. Станция стала светлой, нарядной и приобрела свой первоначальный золотисто-розовый колорит.