Художественная ковка металла

все виды художественных работ по металлу

Кованые изделия, выполненные специально для определенного интерьера, могут служить композиционным центром, либо прекрасно дополнять дизайн жилых и общественных помещений. Лестничные перила, наборы для каминов, рамы для зеркал — это лишь небольшая часть тех рукотворных изделий из металла, которые способны придать оригинальность любому интерьеру и произвести впечатление даже на самого искушенного заказчика. А для таких произведений из кованого металла, как балконы, ворота, фонари наши мастера подберут не только высокохудожественное исполнение, но и единое стилевое направление, сочетающееся со всем архитектурным ансамблем. Цены на изделия из металла, выполненные по индивидуальным заказам, зависят от объема, материала и уровня сложности предстоящих работ специалистов кузнечного дела.

Основные металлы

Для изготовления предметов могут применяться самые разнообразные металлы:

  • Чугун, представляющий собой сплав железа с углеродом (примерно около 4 %), обычно используется для создания изделий методом литья. Ни ковке, ни сварке этот металл не поддается из-за высокого содержания углерода.
  • Сталь — это один из самых популярных металлов в кузнечном мастерстве. Она также представляет сплав железа и углерода, однако наличие последнего не превышает 2 %. При высоких температурах сталь очень легко поддается пластической деформации. В зависимости от назначения изделия может варьироваться и выбор состава этого сплава. Например, для изготовления решеток, кованых ворот и предметов интерьера используется малоуглеродистая или поделочная сталь, содержание углерода в которой не превышает 0,3 %.
  • Медь, относящаяся к мягким металлам, сравнительно редко применяется в чистом виде. Чаще используют ее сплавы. Такие, как латунь, бронза, мельхиор и др. Для художественной ковки выбирают латунь с высоким содержанием меди. Это достаточно прочный, обладающий интенсивным блеском, легко поддающийся обработке металл золотисто-желтого цвета.
  • В производстве художественных изделий мастера могут использовать и такие легкие сплавы, как алюминий и титан.
  • Для придания изделиям из металла изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств, по желанию заказчика, возможно различные виды патинирования, частичное или полное золочение, серебрение и т. п.

Из истории ручной ковки

Археологическими исследованиями установлено, что первые изделия, изготовленные ручной ковкой, были, как правило, предметами украшения. Наиболее древние из найденных золотых изделий изготовлены около 8000 лет назад.

Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции: со времен, когда божественный кузнец Гефест выковал гвозди для распятия Прометея на кавказской скале. Отсюда и началась история кузнечного дела.

Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец». Среди его потомков был Тувалькаин, который избрал кузнечное ремесло. Библия определяет его как изобретателя разного рода медных и железных орудий, употребляемых как для земледелия, так и для военных действий. Одно из первых упоминаний о кузнецах — в рассказе о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо. Среди строивших стены Иерусалима при Нехемии были и кузнецы, изготовившие двери и ворота с замками и засовами. В Иерусалиме, перед его захватом римлянами в 70г до нашей эры, некоторые улицы и кварталы были населены исключительно кузнецами.

Уже в VII—IX вв. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузницы в славянских поселениях располагались в стороне от жилых домов, возле рек: кузнецу постоянно нужен был огонь в кузнечном горне для размягчения металла и вода для охлаждения готовых изделий. Кузнечное ремесло считалось у славян занятием таинственным и даже колдовским. Недаром само слово «кузнец» родственно слову «козни». Кузнец, как и пахарь, был любимым героем славянского фольклора.

В полную силу художественные особенности железа раскрылись позднее, особенно в украинском искусстве XVII—XVIII столетий.

Оконные проемы закрывались ажурными коваными решетками, сады и парки оформлялись искусно сделанными коваными оградами, коваными воротами. Богато оформленные железные двери с элементами ковки украшали каменные храмы, дворцы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесел.

В XVIII столетии ковка широко используется для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов. С ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя ковку как дорогостоящую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке.

В советский период 1930—1960 гг., так как кузнечное производство было признано «буржуазным» и надолго прекратило свое существование. Ковка уступает почти все свои позиции художественному литью. Очень много горячей штамповки. В конце концов, профессия кузнеца начала медленно, но верно вымирать, даже в реставрационных кругах. Лишь после распада СССР и падения соц. системы кузнечное искусство получило возможность бесцензурного, творческого развития. Возрождение художественной ковки имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.

Художественная ковка дает возможность создания уникальных по красоте и виртуозной утонченности изделий, идеально дополняющих архитектурные ансамбли. Огонь кузнечного горна придает жилищу высокую надежность и особое ощущение тепла, овеивает его духом высокого искусства прошлого. Прочность и изящество, продуманная гармония линий, четкость контура, — вот далеко не полный перечень достоинств кованых предметов.

Наряду с искусством ковки не угасает интерес к литейному производству , так как оно даёт человеку много преимуществ по технологии производства из металла не уступая художественной ценностью.

Развитие всего литейного производства, вплоть до наших дней проходило по двум направлениям: изыскание новых литейных сплавов и новых металлургических процессов; совершенствование технологии и механизации производства.

В истории развития литейной технологии можно выделить три периода:

  • Первый (от появления первых отливок до XIV века н. э.) — это период примитивной технологии. На этом этапе имело место исключительно индивидуальное производство в основном предметов быта, культа, оружия, украшений.
  • Второй (от XIV века н. э. до середины XIX века) — период ремесленной технологии. Литье превратилось в самостоятельное ремесло. Ручная формовка достигла совершенства.
  • Третий (от середины XIX века до конца XX века) — период промышленной технологии. Организовано механизированное массовое производство самых разнообразных отливок.

Такое деление условно, поскольку на протяжении каждого этапа искусство литья испытывало взлеты и падения. Еще в древности создавались уникальные литые изделия.

Почему и как появилось художественное литье? Скорее всего, это объясняется тем, что человек с глубокой древности старался украсить свою одежду, предметы быта, оружие всеми доступными ему способами в соответствии с эстетическими вкусами времени и общества; тайны окружающей природы вдохновляли его на создание магических рисунков и лепных или резных идолов, с помощью которых он пытался победить свой страх перед неведомым; он стремился изобразительными средствами выразить свое понимание того, что его окружало, свой внутренний мир, свое отношение к природе и жизни. Археологические раскопки показывают, что уже у неолитических племен одной из целей межплеменных войн было добывание «богатства» (красивых камней, перламутра, раковин и др.), которое не использовалось, а лишь своим блеском радовало глаз. Потом человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства — художественное литье, которое позволило создавать на века произведения высокой пластики и выразительности, как монументальные, так и обиходные или кабинетные.

Художественная ковка и изделия из металла на заказ от специалистов «Китеж»

Как и прежде кованые предметы широко используются в современной архитектуре и дизайне интерьера. Среди них: всевозможные решетки, перила, ограды, мебель, осветительные приборы и многое другое. Художественная ковка металла включает в себя все те же приемы, которые были известны кузнецам еще прошлых столетий. Используя традиционные техники, талантливые специалисты Творческих мастерских «Китеж» создают большое многообразие художественных изделий из металла под заказ.

При реставрации изделий из металла специалисты Творческих мастерских «Китеж» учитывают состав металлов и их сплавов, виды их разрушений, особенности изготовления и декоративной отделки поверхности предметов. Благодаря большому опыту и специальным знаниям наши мастера смогут подобрать подходящий вариант реставрационной обработки и вернуть изделиям из металла былую красоту, сохраняя их подлинность. Художественная ковка в Москве на сегодняшний день по-прежнему является популярным направлением для декора. В нашей мастерской вы всегда можете заказать или купить кованые изделия под свои потребности и пожелания. 

ООО Творческие мастерские «КИТЕЖ» специализируются в области проектирования светских и храмовых объектов, а также реконструкции и реставрации объектов культурного наследия.