Светская живопись
Наибольшее распространение в монументальном искусстве получили фреска и техника темперно-клеевой живописи. Интересно, что даже такие краски, как масляные, активно применяющиеся для настенных росписей и колеровки стен, постепенно были вытеснены экологичной водостойкой темперой. С 1950-ых годов художники взяли на вооружение более стойкие, быстросохнущие и легкие в приготовлении водоэмульсионные, водно-дисперсные и акриловые краски.
Краткий исторический обзор
История светской монументальной живописи берет свое начало с древних времен. Так, например, с III тыс. до н.э. древние египтяне расписывали стены гробниц сценами предполагаемой загробной жизни. На острове Крит первые фрески датируются 1700 г. до н.э. Настенные росписи римских домов городов Помпеи, Геркуланум и Остия, выполненные восковыми красками, позволяют говорить не только о вкусе заказчика, но и его общественном статусе и материальных возможностях.
Большое влияние на развитие живописи оказала система перспективы, созданная в XV веке Филиппо Брунеллески. Его открытие позволило мастерам эпохи Возрождения изображать трехмерное пространство с недосягаемым до этого времени правдоподобием. Так в произведениях ренессансных художников светская живопись обретает новое звучание. Прекрасным примером иллюзионизма, приобретшего в эту эпоху особую популярность, являются фрески «Camera degli Sposi» (брачные покои), выполненные Андреа Мантенья в Палаццо Дукале для Лодовико Гонзага и его супруги. Особый интерес вызывает роспись плафона, где изображена открытая круглая галерея с прорывом в небо.
В период Высокого Возрождения непревзойденных вершин в области монументальной живописи достигли такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. С XVI столетия становится более заметным вклад венецианцев в культуру Ренессанса. Их вариант Возрождения отличается более чувственным характером. Так художник Паоло Веронезе даже религиозные сцены переносит в атмосферу венецианского праздника. Для его произведений свойственны настроение радостного созерцания красоты и богатейшая живописная палитра.
Величайшим представителем эпохи Барокко является Питер Пауль Рубенс, произведения которого отличались большим разнообразием тем и оригинальностью их трактовки. XIX столетие выдвинуло своих мастеров, преуспевших в монументальном искусстве. Так наибольшей значительностью отличаются произведения французского романтика Эжена Делакруа.
Ярким художественным движением в монументальной живописи XX века была группа мексиканских муралистов, в которую входили Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос, Руфино Тамайо, Хесус Герреро Гальван и Мигель Коваррубиас. Своими росписями, выполненными в самых разнообразных техниках, они украсили стены многих общественных зданий Мексики.
Развитие светских жанров живописи в России
В России у истоков формирования светских жанров живописи стояли приглашенные Петром I иностранные художники, которые смогли подготовить целую плеяду выдающихся русских монументалистов, работавших вместе с ними над заказами Императорского двора. В середине XVIII столетия отечественные мастера по своему уровню подготовки ничуть не уступают европейским. В этот период русские архитекторы уделяют пристальное внимание оформлению интерьеров. Светская настенная роспись требует определенных знаний о существующих стилях не только от художника, но и от заказчика. При создании живописных композиций в интерьере современные мастера активно обращаются к опыту предшественников. Не потеряли своей популярности альфрейная роспись в анфиладах дворцовых залов, барочно-рокайльные аллегории, архитектурные и декоративные «обманки», а также растительно-зоологические панно в духе стиля Модерн. Такая непростая задача, как украшение стен живописью под силу лишь профессионалам. Она усложняется, если в интерьере планируется еще и роспись потолка. Специалисты Творческих мастерских «Китеж» великолепно справляются с работами любой сложности и способны преобразить заурядный интерьер в настоящее произведение искусства.