Cтанция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

Москва, 2015 — 2016 г.

Исполнение проекта

Реставрация живописных панно на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.

С июня 2015 года по март 2016 года ООО «Творческие мастерские «Китеж» осуществлена реставрация 49 живописных панно на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.

Над фризом каждого пилона центрального зала, в обрамлении широких орнаментальных рам, размещены живописные сюжетные панно, 24 композиции на тему трудовых будней Украины, выполненные в технике фрески, но фоном служит живописная имитация золотой мозаики. С перронной стороны пилоны оформлены яркими композициями из растительного орнамента. Рамы-картуши всех 49 живописных панно выполнены в технике папье-маше. Они удачно имитируют тяжёлую лепнину с пышными листьями и завитками.

За шестидесятилетний период с момента создания фресок в 1953 году их состояние перестало соответствовать функциональным требованиям: многочисленные механические повреждения — потёртости, трещины, выбоины, а также следы периодических подновлений неузнаваемо исказили фрески.

Орнаментальные панно перронных сторон центрального зала станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена были подвержены наибольшему воздействию неблагоприятных факторов, влияющих на сохранность монументально-декоративной живописи. Поверхность штукатурки стала более пористой, а вместе с этим и сами изображения стали полустёртыми, потускнели, потеряв часть красящего пигмента. Местами обнаруживались следы воздействия влаги от протечек, выбоины, царапины, трещины.

Тем не менее, в силу логически-ясного характера орнаментальных изображений и более отчётливого начертания, они восстановлены в прежнем виде добавками аналогичного красящего вещества темперными лессировками поверх оставшихся прописей с последующим нанесением защитного слоя (т.н. пунический воск). Восстановление прежнего насыщенного тона повышает значение декоративной роли орнаментов и создаёт гармоническое соответствие с тональной и цветовой насыщенностью сюжетных композиций в главном зале, превращает все панно на станции в единый монументально-декоративный живописный ансамбль.

При реставрации сюжетных панно наиболее сохранившиеся фрагменты живописи 1953 — 1954 гг., а также сохранившиеся часть фотографий тех же годов из Центрального архива, послужили достаточным основанием для восстановления в прежнем виде всего цикла фигурных композиций, невзирая на, казалось бы, навсегда утраченные артефакты.

Часть работ проводилась в ночное время, что было связано с правилами техники безопасности при эксплуатации объекта с насыщенным пассажиропотоком. Однако, благодаря внедрённой технической разработке инженера Ю.Н. Мезенко (ооо т.м.«Китеж») были созданы прекрасные условия для круглосуточной работы реставраторов на верхних уровнях центрального зала в изготовленных сварщиками по месту металлических закрытых коробах на мощных консолях.

Реставрационные работы велись под руководством художника-реставратора Симагина М.А. В процессе работ консультации по технологии применения реставрационных материалов проводил инженер-технолог, реставратор высшей категории Кукс Ю.М.

ООО Творческие мастерские «КИТЕЖ» специализируются в области проектирования светских и храмовых объектов, а также реконструкции и реставрации объектов культурного наследия.